В настоящее время в современном обществе
существенно изменились те требования, которые предъявляются к работнику и
гражданину. Всё в большей мере востребованным оказывается человек активный,
способный легко ориентироваться и принимать ответственные решения в быстро
меняющихся обстоятельствах. Создание условий для максимально полной творческой
самореализации каждого индивида – это не акт социальной благотворительности, а
залог дальнейшего поступательного развития общества. В этой связи на передний
план выходит проблема выявления, поддержки и развития творчески одарённых детей
и молодёжи как интеллектуального и духовного потенциала
социально-экономического прогресса. В то же время задачи конкурентного
развития экономической и социальной сферы в ближайшее время потребует
расширенного воспроизводства интеллектуальной элиты, которая призвана
обеспечить опережающий ресурс развития.
Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий
своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других
музыкальными, художественными или спортивными способностями. У каждого ребенка
есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один
силен физически, другой хорошо рисует, третий – сочиняет стихи. Учитывая
индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы стараемся
развить эти способности, чтобы каждый ребёнок знал, что он может быть успешен.
Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в
передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли
углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни
общества.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс,
связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходим поэтапный,
постепенный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
При этом используются следующие формы:
- своевременное выявление одаренных и талантливых
детей;
- индивидуальный подход на уроках, использование в
практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм
уроков; - диагностика потенциальных возможностей детей с использованием
психологической службы;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися,
подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по
возникшим проблемам;
- участие в школьных и районных олимпиада;
- психологические консультации, тренинги,
тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали,
спортивные соревнования.
Цель работы:
- объединение усилий педагогов, родителей с целью
создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных
детей и их поддержки;
- организация психолого-педагогической поддержки
одаренных детей.
Задачи:
- развитие и поддержка классных руководителей, воспитателей,
учителей, работающих с одаренными детьми;
- создание действенных механизмов поддержки одаренных
детей, осуществление необходимых мероприятий для выявления одаренных детей;
- создание новых форм и эффективных методик развития
творческих способностей и опыта научного творчества;
- организация мероприятий для повышения социального
статуса талантливых и способных детей, пропаганда интеллектуальных ценностей и
авторитета знаний;
- проведение олимпиад, интеллектуальных игр, викторин;
- совместно с родителями поддерживать талантливого
ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Выявление одаренных детей
проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной
успеваемости, результатов полученных на различных конкурсах, на основе
характеристик, составленных по наблюдениям классных руководителей.